Музыкально-игровые технологии для детей дошкольного возраста в адаптационный период в дошкольном учреждении
В течение жизни человек много раз меняет свой статус индивида, попадая в различные микросоциальные условия. Каждый раз ему необходимо вырабатывать для этих условий новые формы поведения, строить новые отношения, принимать новые обязанности. Адаптация (приспособление) — это длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Успешность адаптации во многом определяется состоянием и группой здоровья ребенка. Значительно легче проходит адаптация у детей, которые имеют опыт социализации в детском обществе, привыкшие к длительному пребыванию в коллективе. Иногда ребенок может проявлять и неадекватные возрасту реакции: чрезмерное возбуждение, агрессия или наоборот, заторможенность, вялость, нежелание взаимодействовать, депрессивные проявления.
Огромный вклад в облегчение периода адаптации вносит музыкальная деятельность, и в частности, музыкально-игровая форма деятельности, входящая в непосредственно-образовательную музыкальную область. Музыкальная деятельность под систематизированным руководством музыкального руководителя способна сопровождать и облегчать прохождение различных форм адаптации, оптимизировать положительный эффект за счет музыкальных подвижных, музыкально-дидактических игр, которые восстанавливают социально-психологический статус, способствуют выработке адекватных форм поведения, устанавливаются в естественной музыкально-игровой деятельности и благоприятной творческой обстановке контакт со сверстниками и взрослыми. Музыкальная деятельность в период адаптации строится на принципах игры, доступности, постепенности. В музыкальной деятельности выделяются виды игр, способствующих ускорить и облегчить процесс адаптации ребенка в микросоциуме.
Всю музыкально-игровую деятельность в период адаптации обозначим как музыкальную игротерапию. Музыкальная игротерапия направлена на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой. Возможно применение в музыкально-игровой деятельности дидактического материала, шумовых, ритмических и музыкальных инструментов, все атрибуты, способные внести яркость, необычность восприятия и привлекательность в игровую деятельность детей. Особо нуждаются в применении музыкальной игротерапии в период адаптации для ее эффективности дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с ослабленным здоровьем, со сложным дефектом в развитии, также в музыкальной игротерапии особо остро нуждаются дети с социально сложной историей. Процесс адаптации таких детей будет проходить более мягче, менее конфликтно, дети быстрее выходят на контакт, социализируются, принимают нормы поведения в определенном микросоциуме, становятся отзывчивее, уравновешеннее. В момент общения со взрослым и сверстниками ребенок чувствует себя нужным, важным, востребованным, социально-обустроенным — свободно выходит на контакт, играет, поет или подпевает, играет на музыкальных инструментах и в музыкальные игры, танцует и двигается. Происходит важный момент — формирование собственной творческой деятельности, укрепление «Я», стимулируется активность ребенка, его контактов с окружающими.
Педагогическая и терапевтическая ценность музыкальной игротерапии заключается в том, что дети увлечены вместе со взрослыми общей близкой детскому развитию деятельностью, общим музыкальным творчеством, музыкальными играми, переживаниями. В результате создается естественный благоприятный климат внутри детского коллектива.
Источник: http://URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/769/ |