«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через разные виды музыкальной деятельности»
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка - это язык чувств.
Василий Сухомлинский
В современном обществе, когда деятельность человека оценивается мерой его успеха, признания и достижения конкретных целей, то развитие ребенка средствами музыки рассматривается, как одно из условий становления его как творческой и гармонично развитой личности.
В детском саду музыкальное занятие является самым сложным по своему построению, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки,
- музыкально-дидактические игры;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- песенное творчество;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество;
- импровизация на детских музыкальных инструментах.
Но для того, чтобы пробудить в ребенке творчество, необходима комфортная психологическая обстановка на занятии. Ребенок должен чувствовать себя уверенным, раскрепощенным, не должен стесняться высказываться, свободно выражать свои чувства и мысли. Необходимо поддерживать желания детей в выборе партнера для танца или игры, поощрять их фантазию, попытки самовыражения в передаче того или иного образа, в придумывании танцевальных движений и пр.
Основа всех видов музыкальной деятельности – это восприятие, т.е. слушание музыки. Прежде чем ребенок начнет творчески себя проявлять, ему необходимо накапливать музыкальные впечатления и научиться ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ, т.е. анализировать динамику, темп, регистр, мелодические интонации, чувствовать смену характера в разных частях музыкального произведения. И только после этого он сможет использовать опыт восприятия в своих творческих импровизациях: подобрать танцевальные движения, соответствующие темпу и характеру музыки, выбрать подходящий музыкальный инструмент, придумать свою мелодическую импровизацию.
Другой вид музыкальной деятельности, в котором дети могут максимально проявлять свое творчество – это музыкальная игра. В игре дети передают накопленные умения, навыки и знания. Наиболее ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивается потребность в общении. Важной особенностью игры, как формы жизни детей, является её проникновение в различные виды деятельности. Игра всегда вызывает большой интерес у детей и является оптимальным средством для общего, физического и психологического развития и укрепления организма ребёнка.
В музыкальных играх решаются важные музыкально-педагогические и развивающие задачи : 1. Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности.
2. Развивать художественно-творческие способности, которые у детей дошкольного возраста проявляются в своеобразном, индивидуальном выражении игрового образа в самостоятельной деятельности.
Самое главное – это доверие и сотрудничество между музыкальным руководителем и ребенком. Тогда ребенок будет раскрывать свои творческие способности, чувствуя поддержку и поощрение педагога.
Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке творчество, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребенке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
|