«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…
- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Дошкольное детство является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь.
В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
- Почему дети говорят неправильно?
Потому что мы, взрослые говорим неправильно, потому что слышат вокруг себя неправильную речь.
Происходит цепная реакция: мы слышим неправильную речь, мы автоматически начинаем ее повторять, за нами повторяют другие люди, в том числе, дети, и т. д. получается замкнутый круг.
-Что можно и нужно сделать, чтобы разорвать это круг? С кого мы начнем работу по формированию пространства красивой и грамотной речи? (С себя).
Окружение, которое формирует речь ребенка – это в первую очередь люди, находящиеся радом с человеком, а также пространство (среда) которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.
Это пространство организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное окружение, теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.
Задачи речевой среды
Существуют следующие задачи организации речевой среды:
- дать возможность детям воспринимать чужую грамотную речь и наблюдать за ней;
- развитие представлений сенсорного характера;
- самостоятельная речевая активность дошкольника;
- комфортное эмоциональное состояние детей в процессе речевых коммуникаций;
- возможность у ребенка экспериментировать и наблюдать за языковой системой.
|