Консультация для родителей  
«Влияние театра и театрализованной деятельности на развитие ребёнка». 
     «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. 
«Театр — это волшебный мир, 
Он дает уроки красоты, морали и нравственности. 
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».  
Хочется добавить - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. 
Театральное искусство, близко и понятно детям ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. 
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берут на себя родители, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. 
Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. 
 Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры. 
Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное… 
Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.  
Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. 
Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. 
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения! 
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. 
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. 
Родители могут также стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений. 
Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.). Уважаемые родители! Сейчас поиграем с вами так, как мы играем с детьми на занятии: 
Игра «Узнай по голосу» 
Водящий в центре круга с закрытыми глазами. Все движутся по кругу со словами: 
Мы немножко поиграли,  
А теперь в кружок мы встали.  
Ты загадку отгадай.  
Кто назвал тебя – узнай! 
Водящий называет по имени сказавшего ему: «Узнай, кто я?» 
Игра «Иностранец» 
Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту. 
Упражнения 
1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление. 
2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет). 
Игры со скороговорками 
Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. 
Варианты скороговорок: 
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 
Король – орел, орел-король. 
У Сени и Сани в сетях сом с усами. 
Испорченный телефон 
Первый игрок получает карточку со скороговоркой, передает её по цепи, а последний участник произносит её вслух. 
Пальчиковые игры со словами 
Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память. 
Два щенка, кулаки правой и левой руки, поочередно становятся на стол ребром щека к щеке, кулачки трутся друг о друга, щиплют щечку, правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот. 
Пантомимические этюды и упражнения 
Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. 
Покажите, как :  
-вратарь ловит мяч;  
-зоолог ловит бабочку;  
-рыбак ловит большую рыбу;  
-ребенок ловит муху. 
Попробуйте изобразить:  
Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта. 
Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого не возможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений. Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. 
Родители не должны задаваться вопросом: а нужно ли посещение театра в наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное телевидение.  Не надо забывать, что театрализованные постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании дошкольника: 
 -      формирование правильного эстетического вкуса;
 
 -      развитие коммуникативных способностей;
 
 -      влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;
 
 -      помогает решить конфликт в процессе игры;
 
 -      создание положительного эмоционального настроя;
 
 -      помогает  нравственному воспитанию.
 
 
Важно так же  участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. 
Необходимо участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. 
 Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь - это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне", "глаза в глаза", и не стоит искажать смысл сказанного, а любую ситуацию разрешать при совместных действиях. Хочу особенно отметить, что в процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру. 
Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни. 
Театр играет особое место в воспитании ребенка. Это место, где создается атмосфера сказки. Попав туда, маленькие дети верят в происходящее, сопереживают героям. Театр любят и взрослые, и дети. 
 Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Посещение театра имеет много достоинств. И родители, и дети получают позитивный настрой. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью. Дети учатся вести себя в общественных местах. Посещение театра — это просто отличное времяпровождение для всей семьи. 
Зачем детям театр? 
Современные родители стараются с детских лет приучать ребенка к искусству. Музыка, рисование, детское творчество — все это дети осваивают, будучи еще малышами. 
А театр? Нужен ли он детям? Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам. 
Дети слышат живую речь, разные оттенки голоса. Поэтому посещение театра обогащает речь ребенка, дополняя ее эмоциональными переживаниями. 
Театр еще называют «Школой чувств», т. к. ребенок учится чувствовать и переживать. Театр объединяет в себе несколько видов искусств — риторику, музыку и пластику. Дети очень впечатлительны, поэтому важно то, что они видят, слышат и чувствуют. Театр — это дополнение литературных произведений, с которыми родители знакомят своих детей. Но в театре актеры играют, разговаривают, передают свои эмоции. Театр помогает детям стать более раскрепощенными, выразить свои эмоции, передать чувства. Ведь увиденным непременно хочется поделиться с близкими, друзьями. Это способствует развитию речи, умению вести беседу, что актуально в наше время. 
Когда родители вместе с ребенком посещают спектакли, это еще и сближает всех членов семьи. Ребенок наблюдает за происходящим на сцене, за реакцией взрослых. Потом дома за столом идет обсуждение спектакля, игры актеров. Такие моменты надолго остаются в памяти малыша и влияют на его воспитание. 
С какого возраста лучше водить детей в театр? Часто родители задают вопрос: с какого возраста лучше всего водить детей в театр. Совсем маленьким деткам еще сложно посещать такие мероприятия. Во-первых, большое скопление людей, во-вторых, новая обстановка, незнакомая, яркий свет, громкие звуки. Все это может напугать маленького зрителя. Специалисты рекомендуют посещать театр с детками в возрасте 3-х лет. Но если ребенок усидчив, наблюдателен, то можно немного раньше.
Выбирать спектакль для малышей лучше так, чтобы сюжет был знаком.  Это могут быть спектакли «Колобок», «Репка», «Муха-Цокотуха». Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут. 
Какой выбрать театр? 
Когда мы покупаем ребенку книжку, то не берем первую попавшуюся. А смотрим на содержание, картинки. Так и с выбором театра и спектакля для детей. 
Совсем маленьким детям лучше ходить с мамами в кукольный театр. Там маленький зал, людей немного, что не испугает ребенка. Дети любят игрушки. А тут игрушки разговаривают, поют, играют, превращаются. Это понравится малышам. В детские сады часто приезжают кукольные театры. 
Что еще нужно учитывать, когда вы с малышами посещаете театр? Не покупайте билеты на первые ряды, чтобы малыш не испугался актеров или резких звуков. Ведь все, что на сцене происходит, малыш считает реальностью. И не оставляйте детей в зале одних, покупайте и себе билет. А вообще, лучше ходить на спектакли всей семьей. 
Детям постарше уже можно смотреть музыкальные спектакли. 
Собираемся в театр
1.Собираясь с ребенком в театр, сначала изучите репертуар, выбирайте наиболее подходящий по возрасту спектакль.
2.Заранее можно прочитать сказку, чтобы ознакомить малыша с сюжетом. Так ему будет понятнее и интереснее смотреть спектакль. 
3.Расскажите ребенку о правилах поведения в театре: 
 - в театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать:
 
 - нельзя вставать с места;
 
 - если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам;
 
 - во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.
 
 
4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника. 
5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях. 
6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало. 
7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр.В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно. 
8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей. 
9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета. 
10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной.Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах. 
После посещения театра спросите, понравился ли ребенку спектакль, кому из героев он больше симпатизирует и почему. Пусть ребенок учится выражать свои мысли вслух, учится говорить. 
Подготовила и опубликовала Черкашина Г.Ч. 
		
	  |